Уровень толерантного отношения к чужим взглядам, особенностям поведения, как на межличностном, так и на личностно-групповом уровне, выявляет основные функции толерантности субъекта, которые могут рассматриваться как потенциал положительного самовыражения человека, а именно будущего выпускника ПТПТД.

В настоящее время в отношениях между людьми усиливается эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация студентов, в среде молодежи возникает экстремистские тенденции. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как у ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса — педагога. Актуальность проблемы толерантности в общественной жизни, содержатся в работах Г. А. Бакиевой, Р. Р. Валитовой, Б. С. Гершунского, О. Н. Исаковой, О. Хёффе и др. Однако в исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурных и этнических характеристиках толерантности, вопрос о формировании толерантности остается открытым и сегодня. Целью данного исследования является определение особенностей влияния личности педагога на формирование толерантности студентов в образовательном процессе. Объект исследования — учебно-воспитательный процесс средне профессионального учебного заведения. Предмет исследования – особенности влияния личности педагога на формирование толерантности студентов суза.

В данном исследовании мы будем исходить из гипотезы, согласно которой эффективное формирование толерантности у студентов осуществляется, если: сам педагог наделен специальными чертами способствующих формированию толерантности в учебно-воспитательном процессе.

В исследовании были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить особенности влияния личности педагога на формирование толерантных отношений студентов ПТПТД.
  2. Дать рекомендации по реализации условий формирования толерантности всех участников образовательного процесса.

В ходе исследования применялись следующие методы:

  1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова).
  2. Опросник «Диагностика наличия эмпатии, толерантности, конфликтности педагога» (В. В. Бойко).

В исследовании приняли участие 45 студентов и 16 педагогов. При обработке полученных данных применялся корреляционный анализ Пирсона. Таким образом, у студентов техникума был выявлен средний уровень толерантности. Среди подвидов толерантности более высокие значения были выявлены по этнической толерантности, а вот толерантность как черта личности практически у 90% студентов ПТПТД отсутствует. Личность педагога ПТПТД можно охарактеризовать как эмпатичную, средне толерантную и средне конфликтную. Итак, чем более высоким уровнем конфликтности обладает педагог, тем ниже у студентов социальная толерантность. Таким образом, такие студенты интолерантно относятся к людям психически нездоровым и лицам с девиантным поведением. Было также установлено, что педагоги с высокой толерантностью и эмпатией, оказывают положительное влияние на становление этнической толерантности, но не на формирование толерантности как черты личности.

Исходя из выявленных особенностей личности педагога как условия формирования толерантности студентов сузов, нами были сформулированы выводы и рекомендации:

  1. Необходимо включение в групповую проектную деятельность тематику, направленную на раскрытие феномена толерантности.
  2. Во время занятий необходимо создавать специальные ситуации, позволяющие каждому студенту проявить независимость своих суждений. Важно обеспечить психологическую защищенность студента, успешность его отношений в микрогруппе.

В заключение хотелось бы отметить, что толерантность педагога – это дорога ведущая мирными маршрутами молодого человека в жизни.